I am a Wonder Woman. / мускулистый, опасный и немного жирненький
Про науку.
Раньше мне было очень стыдно, что я по природе своей плохо запоминаю терминологию, определения и имена и всегда думала, что это - несомненно остановит меня в случае если я захочу заниматься научной деятельностью. Но вот, о чудо, я получила образование по европейской системе и меня божественным образом попустило.
Английское образование - модульное. Есть несколько обязательных курсов (1-2) и обязательная "программа курсов" - вы должны выбрать по одному предмету из каждой группы, например. Плюс есть свободные модули, во время которых вы можете учить что душа ваша пожелает.
Таким образом на одной площадке вы создаете широкую возможность для узко-специализированных специалистов, которые вроде-бы и хуже в чем-то наших широкоформатных всезнаек (все еще хочу сказать, что у Мещерякова докторская называлась: Япония: культура и текст), но гораздо, гораздо грамотней. Узкие темы, специальные разработки, новые подходы, короткие диссертации. Информация, годная в статейную печать, годная для частых, небольших, но up to date публикаций. Актуальная наука.
В процессе обучения это дает довольно специфический набор. Вроде бы ты сидишь в магистратуре, на паре по религиоведению, но вокруг тебя люди пришедшие с совершенно разного бэкграунда. Кто-то историк, кто-то религиовед (и у него все хорошо с китайским буддизмом, но никак с японской историей и языком), кто-то - специалист по восточно-азиатской религиозной музыке. Театровед, вот еще например.
В этот момент ты начинаешь понимать - нет ничего постыдного в твоем незнании.
Ты сидишь на паре, ты получаешь эти знания, ты не знаешь, что такое вот этот вот сложный термин. Но ты не обязан знать, если это - не область твоей специализации.
Яркий пример - моя лекция о касте отверженных в Японии. Есть там такой узкий термин - монах "Тонсэисо", который не уперся вам никуда, если вы не специализируетесь на буддизме 14 века в Японии. Перед вами сидят люди, которые больше вас знают про новые религии, эпоху Нара, монахов ямабуси, культ Инари. Запихните-ка вы своих тонсэисо, знаете куда?
Ну, в дисер можете. Со сносками. Потому что препод ваш вообще специализируется на шаманизме, он узко буддийскую терминологию вне своих лекций тоже знать не обязан.
То, что нам говорили лекторы: если ты не умеешь объяснить это простыми словами через рот, значит ты этого не знаешь. Презентация и лекция - не место для терминологии, если вы можете без нее обойтись. Аудитория не обязана знать терминологию. Лекция и литература должна в первую очередь быть _понятной_, и никогда заумной.
Самое главное, на чем стояли все как один мои лекторы (<3) - терминология является выражением вашего доминирования и выражением вашего неуважения к бэкграунду вашей аудитории. Даже если вы так не задумывали, то так все равно получается.
Это я к тому, что вот как раз думаю над тем, что надо как-то резать терминологию что в лекциях о Бунраку, что в лекциях о кимоно. С одной стороны это зачастую удлиняет словесные конструкции и увеличивает количество тавтологии, а с другой: а кто говорил, что легко стать хорошим лектором.
Раньше мне было очень стыдно, что я по природе своей плохо запоминаю терминологию, определения и имена и всегда думала, что это - несомненно остановит меня в случае если я захочу заниматься научной деятельностью. Но вот, о чудо, я получила образование по европейской системе и меня божественным образом попустило.
Английское образование - модульное. Есть несколько обязательных курсов (1-2) и обязательная "программа курсов" - вы должны выбрать по одному предмету из каждой группы, например. Плюс есть свободные модули, во время которых вы можете учить что душа ваша пожелает.
Таким образом на одной площадке вы создаете широкую возможность для узко-специализированных специалистов, которые вроде-бы и хуже в чем-то наших широкоформатных всезнаек (все еще хочу сказать, что у Мещерякова докторская называлась: Япония: культура и текст), но гораздо, гораздо грамотней. Узкие темы, специальные разработки, новые подходы, короткие диссертации. Информация, годная в статейную печать, годная для частых, небольших, но up to date публикаций. Актуальная наука.
В процессе обучения это дает довольно специфический набор. Вроде бы ты сидишь в магистратуре, на паре по религиоведению, но вокруг тебя люди пришедшие с совершенно разного бэкграунда. Кто-то историк, кто-то религиовед (и у него все хорошо с китайским буддизмом, но никак с японской историей и языком), кто-то - специалист по восточно-азиатской религиозной музыке. Театровед, вот еще например.
В этот момент ты начинаешь понимать - нет ничего постыдного в твоем незнании.
Ты сидишь на паре, ты получаешь эти знания, ты не знаешь, что такое вот этот вот сложный термин. Но ты не обязан знать, если это - не область твоей специализации.
Яркий пример - моя лекция о касте отверженных в Японии. Есть там такой узкий термин - монах "Тонсэисо", который не уперся вам никуда, если вы не специализируетесь на буддизме 14 века в Японии. Перед вами сидят люди, которые больше вас знают про новые религии, эпоху Нара, монахов ямабуси, культ Инари. Запихните-ка вы своих тонсэисо, знаете куда?
Ну, в дисер можете. Со сносками. Потому что препод ваш вообще специализируется на шаманизме, он узко буддийскую терминологию вне своих лекций тоже знать не обязан.
То, что нам говорили лекторы: если ты не умеешь объяснить это простыми словами через рот, значит ты этого не знаешь. Презентация и лекция - не место для терминологии, если вы можете без нее обойтись. Аудитория не обязана знать терминологию. Лекция и литература должна в первую очередь быть _понятной_, и никогда заумной.
Самое главное, на чем стояли все как один мои лекторы (<3) - терминология является выражением вашего доминирования и выражением вашего неуважения к бэкграунду вашей аудитории. Даже если вы так не задумывали, то так все равно получается.
Это я к тому, что вот как раз думаю над тем, что надо как-то резать терминологию что в лекциях о Бунраку, что в лекциях о кимоно. С одной стороны это зачастую удлиняет словесные конструкции и увеличивает количество тавтологии, а с другой: а кто говорил, что легко стать хорошим лектором.